Обсудить
"А король-то голый!": в Заполярье состоится премьера "Матильды" Алексея Учителя - Публикации - Большое Радио
26.10.2017, 04:30

"А король-то голый!": в Заполярье состоится премьера "Матильды" Алексея Учителя

26 октября на широкоформатные экраны Заполярной столицы выйдет новая кинолента российского режиссёра Алексея Учителя «Матильда», которая в течение долгого времени привлекала внимание СМИ и творческой интеллигенции. А для религиозных активистов «хула на святого Царя» и вовсе стала ударом под дых, на который сразу же отозвались депутаты Государственной Думы, пустив цепочку проверок через правоохранительные структуры.

«Матильда» Алексея Учителя ожила задолго до своего рождения: для бурных дискуссий пробудившейся общественности даже не понадобились фрагменты из фильма – поистине уникальный случай для отечественного кинематографа. Накал страстей вокруг исторической драмы, как нарекли ее создатели, увеличивался с каждым днем. Изначально премьера «Матильды» была назначена на 8 октября, однако, многие кинопредприятия отказались от ее трансляции в целях безопасности: полемика переросла в жгучий конфликт с не менее жестокими угрозами со стороны активистов.

 Спустя несколько дней стало известно, что «Кинопредприятие Мурманск» всё же заключило договор с официальным дистрибьютором на показ фильма – северная публика сможет увидеть нашумевшую картину и оценить её по достоинству. В преддверии премьеры редакция «Большого Радио» решила составить свой постскриптум к скандальной истории, которая в течение года разворачивалась вокруг «Учительской» киноленты. Мы вновь вернемся к истокам конфликта и выясним, почему любовные увлечения последнего российского Императора вызвали такой ажиотаж. Какие потери понесли защитники фильма и их оппоненты? Существует ли угроза жизни, которая могла бы стать весомой причиной отказа от похода на премьеру «Матильды»?

«Я снимал фильм не о любовной интрижке, а о любовном романе, серьезно повлиявшем на историю страны», - именно такими словами Алексей Учитель не единожды предпринимал попытки объяснить идейный замысел кинокартины и отгородить еще не вышедшую «Матильду» от злостных нападок со стороны общественников. В словах Алексея Учителя можно услышать добродетельные мотивы. Этакое проявление гражданского долга – изобразить достоверные факты из жизни российского императора и указать зрителю на их значимость для истории страны. Чем же на самом деле так интересны и важны отношения Николая II и балерины Мариинского театра?

Матильда Кшесинская родилась в аристократической семье. Ее родители выступали на сцене Императорского Мариинского театра. Любовь к балетному искусству маленькой Матильде прививали с юных лет. Она успешно окончила Императорское театральное училище, а затем шагнула на подмостки театра, где семья Кшесинских уже много лет имела колоссальный успех у столичной публики.

В марте 1890-го года Матильда Кшесинская познакомилась со своим самым высокопоставленным фаворитом. Будущая прима Мариинского театра играла в выпускном спектакле, на котором традиционно присутствовали все члены императорской семьи. Чувство между Матильдой и наследником престола вспыхнуло в одно мгновение.

После знакомства Николай Романов часто приходил к Матильде в антрактах во время выступлений, однако, встречи с балериной происходили не часто в связи с регулярными отъездами будущего царя. Лишь спустя год они смогли увидеться наедине: с тех пор жизнь Матильды Кшесинской превратилась в волшебную эйфорию. Балерина строила превосходную сценическую карьеру,  попутно принимая от богатого наследника щедрые подарки, о которых даже не могли мечтать ее подруги по театральному цеху.

После помолвки Николая Романова с Алисой Гессенской (будущей императрицей Александрой Федоровной) его  двухлетние отношения с Матильдой Кшесинской прекратились. «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости», - напишет Николай Романов прощальном письме Матильде, которая открыла путь русским артисткам, прервав гегемонию иностранных балерин.

Дневниковые записи Николая II, воспоминания Матильды Кшесинской и воспоминания свидетелей их отношений были опубликованы. Казалось бы, в взаимосвязи легенды русского балета и российского императора нет ничего крамольного и предосудительного. Ведь истории известны и другие придворные интриги, которые, на самом деле, побуждали представителей царской фамилии на необдуманные поступки, которые потом ощутимо сказывались на экономико-политической ситуации в стране. У одной только Екатерины Великой было около десяти поклонников, но при этом показ телесериала о бурной жизни императрицы не вызвал в своем время резкой критики.

Однако все эти факты едва ли смогли убедить новоиспеченного депутата Государственной Думы Наталью Поклонскую в том, что историческая кинолента не несет в себе оскорбительного подтекста. В конце прошлого года вышел официальные трейлер «Матильды», в который были включены фрагменты эротического содержания. С того момента общественные объединения начали активно возражать против выхода фильма на экраны, ибо такое прочтение любовных отношений императора с балериной оскверняет честное имя царя, причисленного Русской православной церковью к лику святых. В числе первых на баррикады взобрались участники движения «Царский крест». «Любовь между Матильдой Кшесинской и царем Николаем II была платонической, а не похотливой. Также при правлении царя Николая II экономическое и социальное положение было лучше по сравнению с нынешней ситуацией в России», - говорилось в сообщении, которое «Царский крест» направил на рассмотрение Наталье Поклонской.

Тогда еще прокурор Республики Крым, Наталья Поклонская направила в Генпрокуратуру, МВД и другие органы несколько запросов на предмет экстремизма и около ста тысяч подписей против фильма. В ходе проверки никаких нарушений не нашли. В апреле 2017 года Наталья Поклонская направила еще один запрос в экспертную комиссию, чтобы оценить сюжетную основу «Матильды» и прочие детали съемки. Члены комиссии вынесли прежний вердикт – в киноленте искажен образ святого Царя. Страстотерпец Николай II выставлен прелюбодеем, а его возлюбленная – слишком некрасива для того, чтобы претендовать на роль фаворитки российского Императора. И это не говоря уже об оскорблении чувств православных верующих. С выходом экспертизы Генпрокуратура вновь приступила к проверке.

К слову об оскорблении чувств верующих. Основная масса претензий к создателям фильма построена на том, что картина повествует о фривольном образе жизни Царя, который был причислен к лику святых. А это не как не соотносится с христианскими воззрениями. Однако здесь важно уточнить, что Николай II и его семья являются не «святыми» в классическом понимании этого слова, а «страстотерпцами». То есть христианскими мучениками, которые страдали во имя Христа, приняв страшную смерть после революции 1917 года. Но сюжет картины разворачивается задолго до наступления дня расстрела. Да и сама канонизация царской семьи до сих пор вызывает многочисленные споры, ибо далеко не всем понятна правомерность решения Русской православной церкви.

Кстати говоря, сама Русская православная церковь достаточно благосклонно отнеслась к выходу «Матильды». Во всяком случае в адрес съемочной группы со стороны РПЦ не прозвучало ни одного критического замечания. Неоднозначную ситуацию вокруг «Матильды прокомментировал и митрополит Мурманский и Мончегорский Симон. Он отметил, что провокации общественников не должны вносить волнения в сознание верующих людей: «Посмотрите, сколько у нас людей, которые стараются вызвать неприязнь, имея антирелигиозные и антихристианские представления. Разве у нас всех хватит сил реагировать на это зло и провокации? Неужели я должен создавать ажиотаж, если в моей жизни что-то происходит? В любой ситуации мы должны сохранять себя, свое достоинство. А этот несчастный фильм «Матильда» взбудоражил всю Россию. Разве это нормальное явление? Пусть кино идёт. И точно так же пусть кто-то смотрит его в познавательных целях. Собака лает, караван идёт. Пройдёт это, начнётся что-то новое.  Есть нам смысл давать какие-то объяснения на все эти проявления зла?».

«Очень неприятное впечатление о фильме» сложилось у митрополита Сургутского Павла, который посмотрел несколько эпизодов из «Матильды» и благословил петицию против картины Учителя.

У агрессивно настроенных противников фильма нашлись и оппоненты, которые буквально посчитали своим долгом поддержать российского режиссёра и натолкнуть общественность на мысль о том, что выносить вердикт кинокартине до ее выхода – как минимум, не стоит. Павел Лунгин, Виталий Манский, Андрей Смирнов и другие российские кинематографисты написали открытое письмо. «Эксперт эксперту рознь», - отметил пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков, который решил воздержаться от окончательного комментария, пока фильм не вышел на экраны, хоть и прошел через руки экспертной комиссии.

Нашумевшая кинолента уже была показана для ограниченного круга лиц. Так, лидер ЛДПР Владимир Жириновский выделил достоинства «Матильды», но также отметил, что если бы не широкий общественный резонанс, то фильм бы не вызвал такого интереса у публики: «Фильм хороший, музыка хорошая, но подбор актёров? Немец играет Николая II. Зачем? У нас огромное количество собственных актеров — в этом смысле непонятно. Никаких сцен, оскорбляющих чьи-то чувства, мы не нашли».

Завтра, 26 октября, в мурманских кинотеатрах состоится официальная премьера «Матильды», на которую уже сейчас трудно достать билеты. Решение о согласии транслировать фильм на больших экранах в Мурманске тоже принималось достаточно долго. В середине сентября стало известно, что кинотеатры объединенной сети «Синема парк» и «Формула кино» официально объявили о принятии решения отказаться от показа новой киноленты российского режиссера Алексея Учителя. К «Формуле Кино» относится и мурманский «Кронверк Синема Форум», однако, в расписание сеансов этого кинотеатра завтра также войдут показы «Матильды».

Генеральный директор «Кинопредприятия Мурманск» Алексей Лупилин отметил, что фильм «Матильда» имеет прокатное удостоверение Министерства Культуры РФ, и «Кинопредприятие Мурманск» заключило договор на прокат фильма. А это значит, что показ «Матильды» абсолютно законен. «Мы, как организация, занимающаяся исключительно демонстрацией кино, не уполномочены оценивать художественные, этические или исторические качества того или иного произведения, и считаем, что это должен делать зритель. А ограничивать зрителей в выборе – это значит, в какой-то степени, заниматься цензурой. Мы руководствуемся исключительно правовыми рамками, в которые данный релиз вполне вписывается. Коммерческий потенциал картины очевиден».

Корреспонденты «Большого Радио» обратились с вопросом о важности и  нужности показа «Матильды» к представителям творческих профессий. По словам интервьюеров, исчерпывающий ответ на поставленный вопрос можно дать только после просмотра фильма.

Безусловно, историческую драму необходимо оценивать, прежде всего, как художественное произведение, а не как документальное кино. Однако перед зрителями и критиками «Матильды» теперь стоит сложная задача – не просто дать оценку фильму, а выкинуть все те скандалы и интриги, которые перечеркнули всю идейную задумку Учителя. Фильм будет сложен с точки зрения внутреннего восприятия зрителя, окончательный  вердикт которого мы узнаем уже после выхода картины.

Ваш комментарий

Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться