Обсудить
Что станет с роддомом № 3? - Новости Мурманска и Мурманской области - Большое Радио
17.01.2017, 14:03

Что станет с роддомом № 3?

 

В преддверии Нового года разразился скандал о возможном закрытии роддома № 3 города Мурманска. Инициативная группа мам разрабатывает план спасения медицинского учреждения. Беременные недоумевают: куда ехать рожать? Губернатор Мурманской области и министр здравоохранения региона в срочном порядке пишут опровержения. Что будет с лучшим роддомом столицы Заполярья?

 

Свою точку зрения о возможной судьбе учреждения родовспоможения в регионе выскажет заслуженный врач РФ, главврач роддома № 3 с 1990 по 2016 гг. Сергей Сидоренко. Ведущая выпуска — Анна Будовская. Телефон прямого эфира: 45–09–45.

Анна Будовская: Доброе утро, уважаемые радиослушатели, я рада приветствовать всех в наступившем 2017 году! В прямом эфире программа «Точка зрения», ведущая этого выпуска — Анна Будовская, эфир мне помогает обеспечивать Евгения Жукова. С огромным удовольствием представляю сегодняшнего собеседника, который согласился прийти и поднять такую непростую тему — Сергей Андреевич Сидоренко. Доброе утро, Сергей Андреевич!

Сергей Сидоренко: Доброе утро вам, Аня, и всем радиослушателям.

Анна Будовская: Вы не нуждаетесь в представлении — заслуженный врач РФ, главврач роддома № 3 с 1990 по 2016 гг., отдавший акушерству, гинекологии сколько лет в общей сложности?

Сергей Сидоренко: Больше 30 лет. С 84-го года.

Анна Будовская: Благодарю, что нашли время, пришли, и вообще отважились, потому что странная ситуация происходит с роддомом № 3, даже немного мистически-булгаковская, и я считаю, что о ней стоит сказать отдельно. На мой взгляд, она иллюстрирует общий характер проведения последних реформ, реорганизаций, реструктуризаций в здравоохранении в России в целом и в нашем регионе в частности. И вот наконец-то, в плохом смысле этого слова, добрались до роддома. Сергей Андреевич, каковы возможные варианты развития событий сложившейся ситуации с роддомом № 3?

Сергей Сидоренко: Тут несколько вариантов. Действительно идут самые разные реформы, объединения, слияния. До последнего время акушерство как довольно чувствительная сфера не участвовала в объединении, слиянии, но дошло и до этого. Что касается роддома № 3, возможны три варианта, по моему мнению. Первый: оставить все, как есть.

Анна Будовская: А это возможно?

Сергей Сидоренко: Почему нет? Вполне. Роддом работал до сих пор как самостоятельное учреждение и, в общем, прекрасно работал. Показатели все вполне себе…

Анна Будовская: Оставить все, как есть — с определенными финансовыми вложениями, чтобы решить все проблемы…

Сергей Сидоренко: Проблема одна-единственная — это исполнение предписаний Роспотребнадзора по реконструкции вентиляции. Частично проблема решалась в 2014–2015 гг. В 2016 г. все, правда, застопорилось, но эта проблема в любом случае останется. Присоединят нас — не присоединят — в любом случае нужно решение. На данный момент роддом № 3 — вполне успешное учреждение — как по качественным, так и по количественным показателям. Это лучший роддом в регионе, без ложной скромности скажу.

Анна Будовская: Это факт, это абсолютно официально.

Сергей Сидоренко: Женщины с удовольствием идут в роддом № 3 и с других участков, и из области, даже с других территорий, не из Мурманской области.

Анна Будовская: Даже из федеральных центров, даже из Москвы!

Сергей Сидоренко: Но это единицы!

Анна Будовская: Но есть такие прецеденты, почему их не озвучить? Все равно же приятно!

Сергей Сидоренко: Приятно, конечно, да. Следующий вариант — раз пошла волна присоединений и объединений, в этом есть определенный резон, потому что снимается ряд вопросов, уменьшается административная, хозяйственная надстройка… некоторая экономия получается.

Анна Будовская: Оптимизация!

Сергей Сидоренко: Оптимизация, да. В основном, хозяйственные службы, административные, бухгалтерские.

Анна Будовская: Стоит оно того? Это делается ради экономии небольшого количества средств?

Сергей Сидоренко: Средства, конечно, надо экономить! Но надо понимать, что экономия средств не должна приводить к ухудшению качества. Итак, второй возможный вариант — на мой взгляд, он более оптимальный, если учитывать экономию административно-хозяйственных расходов — это присоединение к ближайшему многопрофильному стационару — больнице «Севрыба». В этом случае роддом становится подразделением данной больницы, сокращаются административно-хозяйственные отделы, упрощается бухгалтерская деятельность, но роддом фактически самостоятельной единицей, являясь структурным подразделением больницы.

Анна Будовская: На чем основано ваше мнение в данном случае? Это территориально лучше? Это и ваши взаимоотношения с самой «Севрыбой», это некие единомышленники, которые вас поддерживают?

Сергей Сидоренко: Да, это, прежде всего, территориальная близость. У нас давние контакты с коллективом больницы в плане медицинской деятельности. Кое-какие вещи они нам помогают делать, консультации некоторых специалистов, в частности, терапевт «Севрыбы» консультирует наших женщин, хирурги «Севрыбы» при необходимости участвуют… кое-какая хозяйственная деятельность осуществляется. И третий вариант — то, что обсуждается Министерством здравоохранения — объединение с Городской больницей скорой помощи…

Анна Будовская: Даже обыватель, который не понимает всей специфики и нюансов, прекрасно знает, что за Городской больницей скорой помощи закреплен роддом № 1. Мурманск — маленький город, роддомов всего три. Почему вообще «всплыл» этот вариант?

Сергей Сидоренко: Я не знаю, почему. «Тайная сия великая есть» — для меня, по крайней мере. На мой взгляд, вариант не самый хороший. Согласитесь, когда уже у больницы есть структурное подразделение в виде роддома, практически на его территории, и к нему присоединяют еще один роддом…

Анна Будовская: …далеко-далеко находящийся, в другом конце города…

Сергей Сидоренко: Сразу вспоминается сказочка про Золушку. Я хотя уже не работаю в роддоме, я пенсионер, но сказка про Золушку меня как-то не очень впечатляет, к сожалению. Это, вне зависимости от желания или нежелания любого руководителя, что отдаленное, менее близкое сердцу, чем то, что постоянно у тебя под руками… и чисто технически это довольно неудобно во всех отношениях. Но это моя точка зрения, может быть, я неправ.

Анна Будовская: Вашу точку зрения разделяют многие мамы, будущие мамы. Они недоумевают: информация в информагентствах, в лентах новостей уже просочилась о том, что возможно слияние с Городской больницей скорой помощи, и, если открыть соцсети, где мамы проводят очень большое количество времени, особенно те, кто в декрете и те, кто планируют уйти в декрет, можно увидеть очень много комментариев, они не понимают, почему так происходит. Мне бы тоже хотелось обратиться на правах ведущей к тем чиновникам, к Министерству здравоохранения: услышьте наши вопросы о том, почему такой выбор, если это больница скорой помощи? Почему нельзя поступить более рационально, чтобы не страдало качество?

Сергей Сидоренко: Мы живем в обществе конкуренции. Мы спокойно с роддомом № 1 конкурируем — в хорошем смысле этого слова. Конкурируем за пациентов, за репутацию.

Анна Будовская: Причем позиции менялись. Моей старшей дочке 10,5 лет, я рожала ее в роддоме № 1, а младшего сына я рожала в роддоме № 3, у вас. Спасибо огромное! И я помню, что разные периоды переживал роддом № 3, это здоровая, нормальная конкуренция, это мотивирует.

Сергей Сидоренко: Конечно, это мотивирует и специалистов, и руководителей к развитию.

Анна Будовская: У нас есть звонок. Алло, представьтесь, пожалуйста!

Анна Туркина: Анна Туркина, руководитель группы ВКонтакте «Сохраним роддом». Здравствуйте!  Вопрос такой: в 2013 г. было вынесено предписание, чтобы устранить нарушения по вентиляции, но, я так понимаю, что в 2014–2015 гг. Сергей Андреевич говорил, что все в порядке, все устраняли, а потом произошла передача всех наших медицинских учреждений из города в область, и вопрос такой: Сергей Андреевич, что сделал Минздрав для того, чтобы роддом продолжил и успешно устранил эти нарушения по вентиляции, чтобы он смог функционировать?

Сергей Сидоренко: Спасибо за вопрос! Все правильно, в 2013 г. было вынесено предписание Роспотребнадзором по поводу несоответствия системы вентиляции. В течение 2014–2015 гг. был сделан проект, и уже в 2015 г. начался ремонт этой системы, и частично он был выполнен в одном из корпусов роддома, но затем у заказчика, которым выступало Управление капитального строительства города Мурманска, возникли проблемы с подрядчиком, который исполнял это предписание. Очень распространенная ситуация, но контракт был расторгнут, и работы были приостановлены, а потом, к сожалению (или к счастью, не знаю), произошел переход нашей городской системы в областную систему. К сожалению, для окончания ремонта в 2016 г., по крайней мере, не было предпринято никаких телодвижений. Это связано со многими объективными обстоятельствами, грех кого-то обвинять. Организационные проблемы, проблемы в бюджетировании, финансировании. Все, что нужно заранее просчитывать.

Анна Будовская: Любой переход от одной формы в другую несет очень много бюрократических нюансов…

Сергей Сидоренко: Бюрократических — не в плане пренебрежения к бюрократам, а в плане технических решений. К концу 2016 г. было закончено технологическое присоединение к электрическим сетям, потому что новая система вентиляции требует гораздо большего количества электроэнергии, а это требует определенных капвложений, поэтому еще в 2014 г. был заключен договор, который уже к концу 2016 г. был практически выполнен, но там тоже возникли проблемы, поскольку договор предусматривал уже к концу 2016 г. наличие потребителей этих электрических мощностей, а поскольку ремонт системы вентиляции не был закончен, то и мощностей не было. Но заканчивать ремонт нужно при любом из вариантов. У нас есть решение суда о продлении срока предписания Роспотребнадзора, которое заканчивается 16 марта 2017 г.

Анна Будовская: До марта не так много времени, конечно, осталось, тем не менее, надежда, как говорится, умирает последней. Но я хочу подчеркнуть, в группе ВКонтакте много обеспокоенных и осведомленных мамочек. Мы эту ситуацию отслеживаем. Не стоит недооценивать инициативу мам и единомышленников. Лично мне кажется, что никого бы не устроила ситуация, когда принимаются решения, касающиеся тысяч людей, рожениц, будущих мам. Но если вы хотите что-то сделать с роддомом, что повлечет за собой определенные последствия (а последствия будут), почему бы не обсудить это с жителями, не предложить альтернативу? Потому что альтернатива для нас должна быть. На данный момент речь о закрытии роддома не идет, но как сложится судьба? Расскажите нам! Я сейчас обращаюсь к чиновникам. Возвращаясь к статистике, какая альтернатива будет предоставлена двум тысячам семей, двум тысячам мам в случае закрытия или определенных нюансов с роддомом № 3? Куда идти рожать? Частных центров у нас нет? Справится с этим роддом № 1? Я сомневаюсь, что мамочкам не придется лежать в переполненных палатах, а может быть, и в коридорах. Что упадет качество услуги.

Сергей Сидоренко: Нет, о закрытии роддома № 3 в настоящий момент речи не идет и идти не может в принципе. В данный конкретный момент. По той простой причине, что те 2000 родов… ну, 1900–2000 родов, которые мы в последние года 3 фиксируем… идти им просто некуда будет, в любом случае. Это будет очень большая перегрузка и роддома № 1, и перинатального центра, которая приведет к самым неприятным последствиям. Я думаю, что беременным женщинам и готовящимся стать беременными, можно успокоиться. По крайней мере, в ближайшей перспективе…

Анна Будовская: Это какая перспектива? Год, два, три?

Сергей Сидоренко: Если порассуждать, еще раз повторяю, это мое субъективное мнение, что мы будем присоединены к Городской больнице. Но пару лет мы еще просуществуем.

Анна Будовская: А далее? Инициативные мамы дают комментарий, что возможен вариант, что роддом № 3 станет консультативно-диагностическим центром, который будет принимать мам, там будут делать УЗИ, но рожать у вас через пару-тройку лет при данном варианте будет нельзя.

Сергей Сидоренко: Мне кажется, так и будет, потому что при примерно одинаковых возможностях последние три года мы стабильно «рожали» народу больше, чем в роддоме № 1. Стабильно на 400–500 родов было больше. Народ не очень хорошо идет в роддом № 1 — не знаю, с чем это связано.

Анна Будовская: Наверное, такой период переживает роддом.

Сергей Сидоренко: Да, вполне возможно, в дальнейшем все изменится, поэтому при присоединении естественное желание — увеличить количество рожающих женщин в том учреждении, которое находится на их территории за счет того, кто находится на другой территории, далеко. Это экономически удобнее, в любом случае это лучше, когда они у тебя тут под боком. К сожалению, в таком случае будет возможен такой вариант развития событий, когда из роддома № 3 сделают консультативно-диагностический центр, я не исключаю такой возможности.

Анна Будовская: Или, если шагнуть дальше, какой-нибудь частный центр…

Сергей Сидоренко: Не думаю, что это будет частный центр. В условиях Мурманска… хотя не знаю, я не коммерсант.

Анна Будовская: В общем, ситуация складывается непростая, тем более если говорить об акушерах-гинекологах, специалистах по УЗИ и всем персонале — это тоже вариант оптимизации? Я не поверю, что он не коснется и некоторых специалистов, если говорить о слиянии. Это сокращение, и это, соответственно, потеря работы, это еще один проблемный вопрос, который в данном случае вырисовывается.

Сергей Сидоренко: Скорее всего, специалистов врачебных специальностей это вряд ли коснется, поскольку у нас не так много докторов-специалистов — и акушеров-гинекологов, и ультразвуковых диагностов, и других специалистов, чтобы так ими разбрасываться.

Анна Будовская: Я очень на это надеюсь. У вас замечательный коллектив, прекрасные доктора, и атмосфера, которая в роддома № 3… я могу сказать не только лично за себя, многие сейчас среди моих друзей, приятелей пошли за вторыми детками, и шли они к вам, и все благополучно, низкий вам поклон, спасибо за то, что вы создали такой коллектив и так слаженно на таком высоком уровне работаете. Для женщины роддом сродни храму. Я говорю, не преувеличивая. Когда идешь в это заведение за новой жизнью, за своим ребятеночком, это абсолютный центр внимания.

Сергей Сидоренко: Спасибо, но это уже не у меня…

Анна Будовская: Я очень надеюсь, что все видоизменится. Все в жизни бывает.

Сергей Сидоренко: Спасибо за столь хорошие слова, но это спасибо не мне, это спасибо тем докторам, тем акушерочкам, медсестрам и хозяйственным службам, которые работают в роддоме. Моя доля там не так велика в этом отношении.

Анна Будовская: Тем не менее, цифры говорят сами за себя. Не в каждом учреждении есть примеры такого долгого…

Сергей Сидоренко: Засиделся! [смеется]

Анна Будовская: Спасибо, Сергей Андреевич, что вы озвучили вашу точку зрения, что вы рассказали о возможных вариантах развития событий! Я хотела бы еще раз обратиться к тем, кто принимает решение об объединении! Рвать, кромсать, не подумав, не следует.

Сергей Сидоренко: Нервировать персонал не следует. Они от этого хуже работают.

Анна Будовская: Тем более. А мы надеемся, что еще много-много лет мы сможем рожать в роддоме № 3 города Мурманска. Спасибо за эфир!

Сергей Сидоренко: Вам спасибо и спасибо радиослушателям!

Анна Будовская: Сегодня у меня в гостях в программе «Точка зрения» был заслуженный врач РФ, главврач роддома № 3 с 1990 по 2016 гг. Сергей Андреевич Сидоренко, врач, отдавший акушерству и гинекологии более 30 лет профессиональной деятельности. Спасибо!

Сергей Сидоренко: Спасибо, всего доброго!

Анна Будовская: До свидания!

Ваш комментарий

Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться