Обсудить
Какие перемены ждут систему высшего образования? Видео - Новости Мурманска и Мурманской области - Большое Радио
19.01.2017, 13:16

Какие перемены ждут систему высшего образования? Видео

Высшее образование в России можно получить очно, заочно и очно-заочно, но все 400 студентов Мурманского института экономики, филиала Санкт-Петербургского университета технологии управления и экономики учатся дистанционно. Чему и как они учатся, мы поговорим с директором института Денисом Беляевым. Ведет программу Андрей Привалихин.

Андрей Привалихин: Доброе утро! Меня зовут Андрей Привалихин, в прямом эфире Большого Радио программа «Точка зрения». Сегодня у нас в гостях директор Мурманского института экономики, это филиал Санкт-Петербургского университета технологии и управления экономики Денис Беляев! Денис Павлович, доброе утро!

Денис Беляев: Доброе утро, уважаемые радиослушатели!

Андрей Привалихин: Друзья, телефон в студии у нас открыт, как обычно: 45–09–45, SMS-сообщения можно присылать на SMS портал 8–921–045–10–45. Денис Павлович, мы когда разговаривали по телефону, то я ухватился за вашу фразу, что у нас высшее образование можно получить очно, заочно и очно-заочно, а у вас все дистанционники. Определения нет, что высшее образование можно получить дистанционно?

Денис Беляев: Да, дело в том, что, в соответствии с законом об образовании, по крайней мере, на сегодняшний момент, существует 3 формы высшего образования: очная, заочная и очно-заочная. Что касается дистанционного образования, предполагается, что это исключительно заочная форма обучения, но это не какая-то особенная форма, это просто методика, поэтому студенты, которые заканчивают обучение в ВУЗе, обучаясь на дистанте, в итоге в дипломе у них указано просто «Заочная форма обучения», отличие только в методике, скажем так, изучения того или иного предмета.

Андрей Привалихин: Вы считаете, что не будут выделять в отдельную форму получения высшего образования дистанционное? Потому что диплом общероссийского образца, в нем не написано, очно, заочно ты получил…

 Денис Беляев: Нет, почему? Указывается, очное, заочное или очно-заочное. По крайней мере, сегодня это указано не в дипломе, а в приложении.

Андрей Привалихин: Во вкладыше… Понятно. Сейчас Рособрнадзор ведет широкое наступление на различные вузы, больно много их развелось, и получается, что ваш головной вуз, Санкт-Петербургский университет технологии управления и экономики, не стал дожидаться, пока до вас доберутся, и вы реформировались сами.

Денис Беляев: Да, абсолютно верно. Эта кампания, которую начал Рособрнадзор еще несколько лет назад, направленная на сокращение вузов в целом по стране, с одной стороны, была вызвана объективными обстоятельствами, действительно, существовал определенный «перегрев», очень много было вузов, филиалов, некоторые из которых давали действительно не очень качественное образования, и в Мурманске у нас такие филиалы были.

Андрей Привалихин: Здесь дело, в первую очередь, как вы говорите, в не очень качественном образовании, или в том, что у нас в уже дворники все скоро будет высшим образованием?

Денис Беляев: Это двусторонний процесс. И то, и другое. И людей стало очень много с высшим образованием, и не все филиалы, не все вузы давали действительно качественное образование, соответствующие требованиям государственного стандарта.

Андрей Привалихин:  Мы сейчас говорили о том, что ваш головной вуз не стал дожидаться визита Рособрнадзора и реформировался самостоятельно. В итоге, Рособрнадзор до вас добрался, и выяснилось, что у вас все в порядке?

Денис Беляев: Да. Если кратко, история выглядела следующим образом. В мае 2015 г. у нас была плановая проверка в Мурманском институте экономики плановая проверка Рособрнадзора, которая проходила в течение двух недель. Затем, в декабре 2015 г., головной ВУЗ принимает решение, не дожидаясь итогов проверки Рособрнадзора, оптимизировать Мурманский институт экономики. Это было связано с тем, что у нас было не так много студентов, на тот момент было около 500, а сейчас стало 400.

Андрей Привалихин: Не так уж и мало.

Денис Беляев: Учитывая, что в головном вузе учится 20000 студентов, на их фоне у нас был, конечно, не очень крупный филиал, и головной вуз даже, в первую очередь, из экономических соображений принял решение нас оптимизировать. А спустя почти ровно год после проверки, в мае 2016 года, пришел официальный ответ из Рособрнадзора, что проверка пройдена была успешно, никаких претензий не было, и можно спокойно дальше продолжать.

Андрей Привалихин: Грубо говоря, получается, что можно было и не реформироваться?

Денис Беляев: Да, можно было не реформироваться.

Андрей Привалихин:  А что произошло в результате в Мурманском вашем филиале, в Мурманском институте экономики?

Денис Беляев: Произошло вот что. В основном, вот это изменение нашего статуса затронуло, в первую очередь, студентов очной формы обучения, мы их перевели в другие вузы Мурманска, поскольку все же очная форма обучения и дистант — не очень совпадают.

Андрей Привалихин:  То есть, у вас была традиционно: были очники, были заочники, были дистанционники.

Денис Беляев: Нет, дистанционники были только в головном вузе, у нас были просто очники и заочники. После оптимизации Мурманского института экономики очники были переведены. Те, кто захотели перевестись в головной ВУЗ, они переехали учиться в Санкт-Петербург, причем, в данном случае, они даже оказались в определенном выигрыше, поскольку в Питер они переехали учиться по цене Мурманского института экономики. У нас семестр на очной форме стоил 25000 руб., в головном он стоит около 50000, но студенты уехали учиться до конца обучения по цене 25 тысяч. Те, кто не захотели уезжать в Санкт-Петербург, им, в соответствии с 957-м приказом Министерства образования и науки, который предполагает перевод студентов, был обеспечен перевод с сохранением условий обучения в вузы Мурманска. А 90% заочников перевелись из Мурманского института экономики в головной ВУЗ, в Санкт Петербургский университет, на заочную форму обучения с использованием дистанционных технологий. Территориально они находится по-прежнему в Мурманске, но уже числятся студентами головного вуза. У нас уже было два выпуска, все студенты получили дипломы государственного образца.

Андрей Привалихин:  Я что-то не понял. То есть, получается, что Мурманский институт экономики — это просто красивая вывеска, а на самом деле вы — Санкт-Петербургский университет технологии, управления и экономики?

Денис Беляев: Не совсем так. Нас нельзя отделять от головного вуза, поскольку мы его филиал, обособленное подразделение, и в данный момент мы выступаем как центр территориального доступа. Мы студентам обеспечиваем связь, они могут, конечно, и из дома выходить в интернет и слушать лекции, общаться с преподавателями, но не у всех студентов есть эта возможность. У нас есть подготовленные аудитории, студенты приходят к нам в Мурманский институт экономики, который даже правильнее называть «Мурманский центр территориального доступа», и, сидя в наших аудиториях, они слушают лекции преподавателей из Санкт-Петербурга, участвуют в образовательном процессе. У нас по-прежнему осталась библиотека и информационный центр, где они могут приходить и готовиться к семинарам, мы подключены ко многим ведущим электронная библиотекам России. Студентам предоставляется еще хороший такой инструментарий при подготовки к семинарским занятиям. Кроме того, к нам студенты обращаются с просьбой получить ту или иную справку, тот или иной документ, чтобы не ездить в Санкт-Петербург, они обращаются к нам, мы связываемся с головным вузом, и по ускоренной процедуре нам присылают документы для студентов. Мурманский институт экономики, хоть и отпимизировался, но из поля высшего образования нашего региона никуда не исчез, и, я думаю, не исчезнет.

Андрей Привалихин:  Преподаватели головного Санкт-Петербургского университета читают лекции для студентов, которые территориально находятся здесь, в Мурманске Потом приходит время сессии, и что, преподаватель приезжают сюда принимать экзамен, или наши студенты едут в Питер сдавать экзамены?

Денис Беляев: Нет, дистанционная технология предполагает…

Андрей Привалихин:  Они и экзамены сдают дистанционно?

Денис Беляев: Конечно.

Андрей Привалихин:  То есть, получается, что человек может пройти курс, сдать экзамен, а живьем ни разу преподавателя в глаза не увидев? Только на экране телевизора?

Денис Беляев: Дистанционная методика и предполагает, что нету такого живого общения преподавателя и студента, студент не может потрогать преподавателя рукой.

Андрей Привалихин:  А эти вот лекции — они в прямом эфире идут, или ребята их в записи слушают?

Денис Беляев: Хороший вопрос! Изначально они идут, конечно, в прямом эфире, но в чем удобство дистанционной технологии... Хотя закон разрешает людям, которые получают первое высшее образование, получать учебный отпуск, работодатель обязан по закону отпускать человека на сессию, не все работодатели на это идут, в итоге не у всех тех, кто хотят получать высшее образование, есть возможность выходить на сессии и слушать лекции живьем, поэтому для них удобство дистанта в том, что после того, как лекция прошла, она в оффлайне хранится почти год, и он может потом ее прослушать.

Андрей Привалихин:  Получается, у вас есть помещения, есть вывеска, есть директор, а штата нету? Зачем вам преподаватели, если вам читают из головного ВУЗа?

Денис Беляев: Штат у нас действительно гораздо меньше, чем был, когда мы были классическим вузом, сейчас, в основном, в штате специалисты центра территориального доступа, те, кто непосредственно работают с обеспечением связи. Сотрудники бывшего деканата, которые готовят справки, ответы на запросы различных организаций, которые просят подтвердить тот или иной диплом, а большинство преподавателей из Санкт-Петербурга, но есть и преподаватели, которые раньше с нами работали, наши, мурманские, которые также на дистанте читают лекции.

Андрей Привалихин: А кому они читают лекции, студентам из других регионов?

Денис Беляев: В первую очередь, они читают лекции студентам Мурманского института экономики.

Андрей Привалихин: Это тем, которые не в Мурманске живут?

Денис Беляев: У нас достаточно много областников. И из Полярных Зорь, и из Кандалакши. Кроме того, мы имеем право привлекать своих преподавателей, не всегда есть возможность вписаться в расписание всем. Я сам как кандидат исторических наук читаю лекции по истории не только мурманчанам, но и студентам Рязани…

Андрей Привалихин: А как технологии управления экономики и история…

Денис Беляев: В соответствии со всеми государственными стандартами, история обязательна для изучения на 1 курсе для всех направлений.

Андрей Привалихин: Понятно. Вы, наверное, единственный вуз сейчас в Мурманской области, где только дистанционники?

Денис Беляев: Нет, почему, еще есть несколько вузов, в которых примерно такая же была ситуация. Кого-то просто закрыл Рособрнадзор, у кого-то головные вузы приняли решение так же оптимизировать, и они тоже работаю на дистанте.

Андрей Привалихин:  Все равно, вузов в Мурманской стало меньше. У вас борьба за студента идет?

Денис Беляев: Да, конечно.

Андрей Привалихин: Вы день открытых дверей проводите, или как это проходит?

Денис Беляев: Разумеется. У нас есть план профориентационной работы, мы активно выходим в школы, я и сотрудники нашего института. На сегодняшний момент мы посетили почти все школы города Мурманска, осталось только две школы, еще где мы не были. Мы либо просто презентуем свой университет, рассказываем о направлениях подготовки, или же параллельно выступаем с открытыми лекциями. Из цикла «Вузовская лекция — школьникам».

Андрей Привалихин:  А это развитие современных технологий… как вы считаете, со временем все заочное образование станет дистанционным? Это удобно получается.

Денис Беляев: Трудно однозначно ответить. Буквально летом, когда еще был министр образования Ливанов и ныне действующий глава Рособрнадзора Кравцов, несколько раз упомянули, что от дистанционной системы образования надо уходить.

Андрей Привалихин: Они не сказали, куда уходить?

Денис Беляев: Никуда не уходить, просто они считали, что дистанционное образование может использоваться, но только эпизодически. А с другой стороны, Рособрнадзор выделил очень серьезные деньги, по-моему, Уральскому университету на проект «Росдистант». Я могу предположить, что после ухода в отставку Ливанова концепция изменилась, и вновь решили дистанционное образование не губить, а развивать. Проект «Росдистант» — очень масштабный и серьезный.

Андрей Привалихин: Получается, у нас в министерстве никакой преемственности власти нету? Был один министр, который сказал: «Не надо», пришел другой, сказал: «Надо», потом придет третий, снова скажет: «Не надо»? А деньги-то — они уже всё…

Денис Беляев: Вы знаете, я как профессиональный историк, могу сказать, что вы сейчас вскрыли одной только фразой всю сущность бюрократической машины. У нас никакой преемственности никогда не было. Один министр уходит, приходит другой, начинается все заново. Самый яркий пример — нынешний министр образования и науки Васильева. Она же практически на 180 градусов развернула курс, который до нее проводил Ливанов, и, надо отметить, что вот лично мне позиция сегодняшнего министра гораздо ближе.

Андрей Привалихин: Мне тоже гораздо ближе позиция Ольги Васильевой, чем Дмитрия Ливанова.

Денис Беляев: Поменяется еще министр, будет новая концепция. В нашей стране так всегда. Портреты Путина и Медведева… мало ли…

Андрей Привалихин: Действительно, местами даже менять не надо, просто — пускай висят. Получается, что все руководители вузов и все студенты, которые обучаются во всех вузах Российской Федерации, живут как на пороховой бочке, и что будет завтра, может сказать только следующий министр образования, но поскольку этот человек еще не знает, что он будет министром и когда, то сказать этого не может никто?

Денис Беляев: В какой-то степени, да. К сожалению, у нас система образования в целом и система высшего образования находится в постоянном таком состоянии реформирования, поэтому быть на 100% уверенным в завтрашнем дне, что там еще что-то придумают, конечно, мы все в ожидании вот этого, и самый яркий пример, 1 декабря 2016 года был опубликован приказ Министерства образования и науки, согласно которому, с 1 сентября 2017 года заочное образование по направлению подготовки «Юриспруденция», если человек получает его в первый  раз, она упраздняется, поэтому те, у кого сейчас нет высшего образования, а у них только средне-специальное или только школа, 11 классов, и они хотят учиться заочно на юриста, им осталось буквально два дня, чтобы поступить, потому что с 1 сентября они смогут учиться только либо очно, либо очно-заочно, и, скорее всего, это будет касаться потом экономики, муниципального управления и менеджмента, самых востребованных направлений.

Андрей Привалихин: А если в более широком смысле взглянуть на систему высшего образования? Возьмем недавнее заявление ректора Московского государственного университета Виктора Садовничего, ректора, скажем так, главного вуза страны. Он открытым текстом сказал, что хватит девятый год заниматься бакалавриатом и магистратурой, давайте к классическому высшему образовании возвращаться: 5 лет — готовые специалисты. Вы сторонник этого…

Денис Беляев: Я — сторонник возврата к советской модели, к специалитету. Тут можно определить два момента: во-первых, вот это заявление Садовничего тоже возникло не на пустом месте, уже накоплен определенный опыт. С 2010 г. РФ полностью присоединилась к болонской системе, уже пошел седьмой год, и можно подводить определенные итоги.

Андрей Привалихин:  Главный итог… мы почему туда влезли? Нам говорили, что мы будем получать такие же дипломы, как получают во всей Европе, они будут котироваться… главный итог: ничего этого не случилось.

Денис Беляев: Ничего не случилось. Если в 2010 году международная обстановка была более благоприятной, сейчас у России напряженные отношения со странами Европы, поэтому мы начинаем рассчитывать только на свои собственные ресурсы. Во-вторых, не работает болонская система в России. Она как бы красивая, теоретически все очень там прекрасно, но на практике получается у нас на сегодняшний момент, что мы застыли на перепутье, у нас что-то осталось от советской модели, когда был специалитет, на это мы налепили в болонскую систему, в итоге у нас получился некий монстр, от которого, конечно, нужно избавляться, возвращаться к Советской модели,когда было все четко, и работодателям было ясно, что специалист — это специалист.

Андрей Привалихин:  Мы потратили 10 лет на то, чтобы убедиться в том, что у нас не получается? Мы сейчас будем 10 лет тратить на то, чтобы вернуться к старой советской системе?

Денис Беляев: Это нормальный путь для России. Методом проб и ошибок. Никогда не было такого, чтобы сначала подумали, а потом реализовали. У нас сначала реализует, потом думают.

Андрей Привалихин:  Ну да. То есть, будущее высшего образования у нас в тумане?

Денис Беляев: Да, но не только будущее высшего образования.

Андрей Привалихин: Скажите, пожалуйста, вы продолжаете отслеживать дальнейшую судьбу ваших выпускников, сколько из них трудоустроилось по специальности, сколько на биржу труда пошло, сколько пошло работать на заправке, бензин наливать?

Денис Беляев: Это отслеживает Рособрнадзор. С 2012 года проходит мониторинг вузов. Одним из показателей эффективности вуза, наравне со всеми остальными, является как раз показатель трудоустройства выпускников, правда, очной формы обучения. Заочники в мониторинг пока не попадают. Причем данные Рособрнадзо получает не от самих вузов, которые склонны преувеличивать, а от Центра занятности населения. По итогам 2015 года из 80 выпускников очной формы обучения у нас на биржу труда на тот момент встало всего 2 человека, остальные были трудоустроены.

Андрей Привалихин:  Говорят, что если на биржу 2 встало, значит, надо на 10 умножить. 20 не трудоустроены оказались. Но все равно, 60 если трудоустроить. И трудоустроились куда? По специальности?

Денис Беляев: К сожалению, Центр занятости таких данных не дает. То, что они трудоустроились, это да, а по специальности, или нет, это уже, к сожалению, вопрос второй.

Андрей Привалихин: Я понимаю, у вас своя гора есть, вы с нее смотрите, у вас есть определенные взгляды на это, но не слишком ли много у нас будет специалистов с высшим образованием, которые по специальности работать никогда не будут?

Денис Беляев: Если мы сейчас говорим о таких на популярных направлениях подготовки, как «Экономика», «Юриспруденция», «Менеджмент» и «Муниципальное управление», то, конечно, слишком много людей с высшим образованием по этим направлениям.

Андрей Привалихин: А люди, которые на эти специальности идут, поскольку они популярны, они понимают, что они потом будут не востребованы?

Денис Беляев: Вы знаете, Андрей, я могу поделиться собственным наблюдением. Если раньше поступали, думая, что будут юристами или госслужащими, то сегодня к нам идут многие студенты, те, кто уже работает в органах полиции и им нужно высшее юридическое образование, те, кто работают в органах государственной власти, но у них нету профильного диплома, они уже осознанно идут. Количество студентов действительно уменьшилось по сравнению с тем, что было там еще 5–6 лет назад, но, с другой страны, качество этих студентов несколько выросло, поскольку люди идут мотивированные.

Андрей Привалихин: Спасибо вам большое, что вы нашли время ,пришли к нам в студию. Напомню, что сегодня в программе «Точка зрения» в прямом эфире Большого Радио был Денис Беляев, директор Мурманского института экономики, это филиал Санкт-Петербургского университета технологии и управления экономики. До свидания, спасибо, что были с нами, услышимся на волнах Большого Радио.

Денис Беляев: Спасибо, что пригласили, всего хорошего, до свидания!

Ваш комментарий

Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться