«Была в 300 раз красивее - и меня никто не домагивался», – в словах депутатствующей дамы Раисы Кармазиной звучит неприкрытое сожаление. Всего несколько месяцев назад в жизнь россиян вошло новое слово на букву «х» – харассмент.
Не успели отгреметь злорадство по поводу некрасивого приставалы Харви Вайнштейна и волны сочувствия грустному интеллигенту Кевину Спейси, как на наши головы, отодвинув на задний план обсуждение результатов выборов и планы страны на будущие 6 лет, свалился харассмент по-русски, бессмысленный и беспощадный, как мы любим. Четыре журналистки обвинили депутата Госдумы Леонида Слуцкого в том самом – на букву «х». Комиссия по этике, куда нажаловались дамы, отказала им, подтвердив, что с думы выдачи нет. 30 независимых СМИ, от властителей либеральных дум до «Плейбоя» и журнала «Российский спецназ» заявили о бойкоте нижней палаты. Которая в ответ аннулировала их аккредитацию. Война! В боевые действия включился даже паб напротив здания Думы, объявивший, что Слуцкого отныне на порог не пустит. Рекламный ход намного эффективней ранее модных объявлений на сельмагах, запрещающих вход Обаме и членам Конгресса.
В российские словари слово харассмент вошло в 2000 году строго как сексуальные домогательства начальника к подчиненной. Меж тем в американском праве, откуда оно родом, понятие шире – тут и расизм, и унижение по религиозному признаку, национальному, возрастному… По сути – разновидность травли, буллинга. С той разницей, что это травля, основанная на дискриминации. Так сказать, травля с отягчающими обстоятельствами. В харассменте важен мотив.
Вопреки убеждению многих, никакого федерального закона о харассменте в Штатах нет. Судебные решения выносятся на основании закона 1964 года о гражданских правах, который, в частности, запрещает дискриминацию на рабочем месте по принципу расовой принадлежности, вероисповедания, пола или происхождения. Именно харассменту по расовому признаку на посвящались первые иски. Сексуальный подтекст появился лишь в 76-77 годах, когда две дамы доказали, что их несправедливо уволили после отказа начальнику в любовных утехах. Больше того, бывали иски о харассменте, поданные начальниками к подчиненным. И мужчинами к женщинам.
Грань между ухаживанием и приставанием вопреки расхожему мнению проста: харассмент это умышленные нежелательные действия, которые человек воспринимает как оскорбление, бестактность, даже если формально это комплимент. Все, что ставит нас в неловкое положение. Все, что делает вас объектом. Все, что унижает. Вам все еще кажется, что это блажь феминисток?
Корневое понятие харассмента – унижение. И потому понятие это не столько сексуальное, сколько социальное. Но, если у них там, в голливудах, эротический подтекст вайнштейн-гейта все же очевиден, то у нас, как известно с древних времен, «секса нет». Истинная природа харассмента – унизить, проявить вседозволенность, дать понять твою ничтожность, – как на ладони в думском скандале. Ну в самом деле, неужто кто-нибудь из вас и правда верит, что Слуцкий, возлагая длань на область лобка журналистки, доставшей его своими вопросами, немедля желал с ней возлечь? Или предлагая другой, тоже во время интервью, подумать лучше о том, чтобы стать его любовницей. Или поглаживая ягодицы продюсера телеканала, на который пришел в эфир. Ну в самом деле, на гиперсексуального подростка 50-летний Слуцкий не тянет. И в свои годы наверняка знает способы борьбы со спермотоксикозом. А вот унизить, заткнуть, демонстрировать то, что проговорил коллега Слуцкого, депутат Сибагатуллин, назвавший журналистов забывшими свое место слугами, - это пожалуйста.
Харассмент по-русски – генетическая память тюрьмы. «Опустить» - называют на зоне принудительный гомосексуальный акт. Не оргазма ради - выживания в стае для. Не ты – так тебя.
Слуцкий, который за 18 лет в Госдуме стал соавтором лишь 3 (!) законопроектов, ухитрился не только 7 раз быть избранным в парламент, но и получить благодарность президента «За активную законотворческую деятельность». Незадекларированная земля на Рублевке, сильно превышающие по стоимости официальные доходы депутатской семьи два «Бентли» и один «Майбах», который за год нарушал ПДД 825 раз, попытка добраться в аэропрорт на «патрульке» ГИБДД со включенными спецсигналами (полет не удался, гаишников задержало управление собственной безопасности)… Это только часть доказанных грешков Слуцкого. За каждый из них он рискует при малейшей перемене ветра быть низвергнут из положенцев в обиженные. А чем слабей позиция, тем больше желание самоутвердиться, опуская других.
И отчего это мы харассмент считаем заокеанским чудом? Это ж наше, исконное, домотканое. Розги, стояние на горохе, бьет – значит любит, женщина не человек, мужики все козлы, свист в спину, плевок под ноги, головой в унитаз, под зад коленкой… Вайнштейну и не снилось. Приезжай к нам, Харви, дорогой, на реабилитацию, паспортину краснокожую тебе выдадим и квартиру в Саранске, как раз Жерар съехал, жилплощадь свободна.
… Феминистки испортили малину: теперь барышню за руку не возьмешь, в кино не позовешь – одним словом, скоро вымрем, - говорят мне друзья. Глупости все это.
Ничего нет прекраснее настойчивых ухаживаний мужчины, который знает, чего хочет, и, товарищи, знает, как. Ничего нет лучше спонтанных поцелуев, темнеющих взглядов и «случайных» касаний, от которых сердце пропускает удар. И ничего общего с харассментом в этом нет. Как у моря нет ничего общего с лужами в сортире.
Потому что во флирте и ухаживании может быть все, что угодно, кроме стремления унизить. Это просто из другой истории. Их не перепутать. Харассмент – про страх. Любовь – про бесстрашие. Харассмент – про пищевую цепочку. Любовь – про желание. А желание, говаривал Довлатов, как и талант, трудно утаить. И еще труднее симулировать.
Ваш комментарий
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться