Текст: Виталий Меньших (Мурманск - Ковдор - Москва)
Российская газета - Федеральный выпуск № 216(7974)
Фото: Александр Шворнев
Граница на замке?
Сегодня в Мурманской области действуют два международных автомобильных пункта пропуска на границе с Финляндией: Салла (Salla) и Лотта (Raja-Joseppi). Кроме того, есть МАПП Борисоглебск (Storskog) на границе с Норвегией. Но Ковдору от этого не легче.
- Складывается парадоксальная ситуация: до Финляндии всего 26 километров, но, чтобы добраться туда, нужно сделать крюк в 320 километров. Понятно, что лишний раз ни мы к ним, ни они к нам не съездят, - объясняет руководитель осуществляющего приграничное сотрудничество с партнерами из Финляндии местного туристического агентства Артур Белянин.
Из города потихоньку уезжает молодежь, хотя наличие пункта пропуска и, как следствие, развитие международного туризма помогло бы создать новые рабочие места, а значит, и новые перспективы для ковдорчан.
Кроме того, открытие дороги повысило бы инвестиционную привлекательность района и способствовало развитию торговых связей местных предприятий с финскими партнерами.
И финны не прочь были бы создать с Ковдором общий туристический маршрут. Сами они раскручивают "Путь Герды к Снежной Королеве", рядом расположен Рованиеми - резиденция финского Санта-Клауса. Наконец, по обе стороны границы живут саамские общины. Представители этого малочисленного народа смогли бы общаться с соплеменниками и развивать культурный обмен, если бы появился международный автомобильный пункт пропуска.
Глава Ковдорского района дорогу, способную вывести муниципалитет из тупика, представляет себе детально:
- На сегодня она грунтовая, 26 километров. Можно оставить ее на первый период грунтовой, но полотно сделать таким, чтобы можно было проехать на автомобиле. Четыре километра полностью построить с нуля - между Россией и Финляндией на нейтральной территории, и около 30 километров - на финской стороне. Плюс непосредственно сам пункт пропуска, - увлеченно объясняет Сергей Сомов.
Цена вопроса пока точно не известна: официальный проект дороги муниципалитет еще не заказывал. Но, по словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, эксперта в области транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, четыре километра грунтовки с приличным покрытием обойдутся в 10 миллионов рублей. Дорога категории 1А (автомагистраль) или 1Б (скоростная автодорога) будет стоить в 10 раз больше. Выполнение же работ, при желании, - вопрос одного строительного сезона.
Начало нового пути
Желание решить вопрос с приграничным тупиком теперь есть не только у местных жителей и главы района, но и у областных властей. Недавно ставший губернатором Мурманской области Андрей Чибис быстро оценил перспективы ковдорского проекта. Во время своего визита в город он заявил:
- Мы будем биться за строительство дороги и пограничного пункта с Финляндией. Отсюда меньше тридцати километров до границы, и эта дорога поможет вдохнуть новую жизнь в район.
Новый глава региона активно продвигает слоган "На Севере - жить!" и видит проблему в комплексе: и с точки зрения экономики, и как важный социальный проект:
- Уже сейчас в "Ковдор - столицу Гипербореи" приезжают туристы, хотя "раскрутился" этот туристический бренд совсем недавно. Спрос на отдых у нас есть. Развитие приграничного сотрудничества поможет разнообразить досуг и развитие молодежи, удержать ее от асоциального образа жизни.
В результате координационный совет по развитию международных и внешнеэкономических связей при правительстве Мурманской области поддержал проект строительства третьего в регионе международного автомобильного пункта пропуска на российско-финской границе.
- Проект строительства автодороги способен придать новый импульс развитию монопрофильного города Ковдора и чрезвычайно важен для области, - уверен Андрей Чибис.
По словам и. о. министра транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области Виталия Осина, в настоящее время проект прорабатывается региональным правительством совместно с Министерством транспорта Российской Федерации.
- На федеральном уровне идея поддержана, - заверил он.
Судя по всему, в ведомстве, отвечающем за дороги, тоже отлично понимают, что любое движение навстречу всегда начинается со строительства пути.
Ваш комментарий
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться