«Красота в глазах смотрящего», говорил ирландский писатель и поэт Оскар Уайльд. Сегодня для того, чтобы поделиться красотой, достаточно лишь нажать на кнопку и — вуаля! — Фотография передаст вашу точку зрения, то, что красиво для вас. Своими понятиями красоты с Большим Радио поделился фотограф Александр Меркушев, который занял второе место в конкурсе National Geographic Россия «Дикая природа России» 2021.
—Александр, расскажите немного о себе и о своем становлении как фотографа: кто и что вас вдохновило взять в руки камеру. Какой была ваша первая камера? Поделитесь первым удачным, на ваш взгляд, снимком.
—Фотографией я увлекся с 2010 года, после того как приобрел себе первый зеркальный фотоаппарат Canon 550D, пробовал снимать ночной город и в кадр попало северное сияние, на то время мало кто фотографировал это явление. У меня было полно свободного времени для такого хобби.
Тогда я сделал один из первых удачных снимков Авроры, если судить по масштабу и яркости сияния. Правда на тот момент, я снимал без какого-либо сюжета. Начиная с 2015 года, я стал снимать профессионально.
Северное сияние, окрестности Снежногорска, 2012 год
—Что значит снимать профессионально?
—Когда у фотографии есть какой-то сюжет. Например, чтобы были передний и задний планы, а не просто сияние на небе и чуть-чуть земли в качестве горизонта. Сейчас, когда я снимаю, то в голове складываю все нюансы, которые хочу передать на фотографии, к примеру: речку со всякими камушками в снегу и на заднем плане елки, а между ними - сияние. И не просто какое попадет, а именной той формы, которая мне нужна, предположим, дугообразное. Я изначально в голове строю кадр и потом пытаюсь его снять. На это может уйти два, три, четыре, а то и пять часов.
Не стоит также забывать и о специальной технике. Это должна быть профессиональная камера и профессиональный объектив, которые смогут это выполнить, потому что ночная съемка — это очень сложный технический процесс, все происходит в темноте и нужны светосильные камеры. Например, когда я снимал Млечный Путь в Непале, я использовал трекер. Трекер используют для того, чтобы камера вращалась со скоростью вращения звездного неба, и с его помощью я могу выставлять нужную мне выдержку - минуту, две, три. За две-три минуты выдержки камера накапливает очень много света от звезд и от этого получаются вот такие кадры, которые поистине можно назвать волшебными. Человеческий глаз не сможет их увидеть просто так, но, благодаря различным приспособлениям, это возможно.
Млечный Путь в Непале, 2019 год
—Как часто вы участвуете в конкурсах фотографов? И как много времени это занимает: вы подбираете уже готовые работы под номинации или фотографируете специально для конкурса?
—«Удобные» конкурсы проходят редко, буквально раз в год, поэтому не получается так часто участвовать, как хотелось бы. В основном я снимаю для себя, но если фотография подходит под какую-либо номинации, то почему бы не отправить? Специально для конкурсов я не снимаю.
Пала Губа, судно ПКЗ 112, сентябрь 2017 года
—Расскажите, пожалуйста, подробнее про кадр, который был отмечен National Geographic.
—Кадр с северным сиянием, который был отмечен National Geographic, я снимал на полуострове Рыбачий. Пытался его снять годом ранее, но так уж получилось, что не было прилива, да и небо было затянуто, сияние было не поймать. В 2020 году все вышло так, как я задумывал. Удачно подобрали время, когда приливы были именно ночью, но не было луны. Плюс, мы выбрали дни осеннего равноденствия и попали под яркое сияние, которое позволило воплотить задуманное.
Победитель конкурса National Geographic Россия «Дикая природа России» в номинации «От заката до рассвета», полуостров Рыбачий, 2020 год
—А в каком конкурсе фотографии вам бы действительно хотелось победить?
—Не знаю, честно. По идее, самые престижные — это зарубежные конкурсы. Там высоко оценивается уровень профессионализма, поэтому в таком конкурсе действительно хотелось бы победить. National Geographic Россия направлен именно на российскую аудиторию, он проводится по всей России, но к нему есть определённые вопросы.
Полярное сияние по дороге к Ура-Губе, 2014 год
—Здорово, что вы снимаете для себя, в ваших работах чувствуется душа, а не погоня за красивой картинкой ради прибыли. Но как-то же ваши работы находят выход? Кроме признания на конкурсах.
—Я выкладываю свои фотографии в социальные сети, тем самым привлекаю определенных людей, которые хотят увидеть сияние вживую. Я вожу небольшие туристические группы, а еще учу фотографии. Я также печатаю свои работы на открытках.
Окрестности Апатитов, 2020 год
—Я знаю, что вы также часто снимаете на квадрокоптер. Отдаете ли вы ему предпочтение в съемках?
—На коптер я снимаю с 2017, но не стал бы говорить, что отдаю ему предпочтение. Я снимаю и на камеру, и на коптер. Последний нужен для тех объектов, которые требуют вида с залива, там, где не снимешь на обычную камеру.
—Вы когда-нибудь теряли коптер?
—Один раз в моей практике случился обрыв связи пульта и коптера. Это случилось над заливом, поэтому, к сожалению, аппарат был потерян в воде. Этого можно было бы избежать.
Кольский залив, ледокол «Арктика» 2021 год
—Александр, поделитесь своими планами на будущее, может есть в перспективе какой-то новый проект?
—Если говорить именно о ночной съемке, то очень хотелось бы побывать где-нибудь в южных странах, где можно сфотографировать тот же Млечный путь, но из другого полушария. Меня интересует не только северное сияние, но и ночное небо в целом. И, конечно же, очень бы хотелось вернуться в Непал: звёздное небо, горные вершины, бурные реки…это то, чем я бы хотел поделиться.
Деревня в Непале, 2019 год
Все фотографии сделаны Александром Меркушевым
Ваш комментарий
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться