Обсудить
В мурманской облдраме - «Прибайкальская кадриль» - Публикации - Большое Радио
04.03.2022, 10:00

В мурманской облдраме - «Прибайкальская кадриль»

Наши театры любят пьесы о деревне. Наверное, потому что зрители любят - несмотря на утверждения, что в Мурманск ехали сплошь питерцы, уроженцев села у нас немало. «Семейный портрет с посторонним», «Месяц в деревне», «Кукла для невесты» из года в год имели в облдраме неизменный успех. Нынче на улице бывших сельчан опять праздник: на сцене - комедия Владимира Гуркина. Спектакль по его пьесе «Саня, Ваня, с ними Римас» шёл на сцене облдрамы лет семь назад, но более всего Гуркин известен как сценарист фильма «Любовь и голуби».

С пьесой иркутского драматурга приехала в город Галина Дубовская. О Дубовской в интернете - не очень много. Старший преподаватель актерского мастерства ГИТИСа, режиссёр-постановщик высшей категории театра им. Ермоловой. Ранее служила в театре Советской Армии. Автор пьесы «Радоница», киносценария «Солнечный удар, или Дама без собачки». Репетитор по актёрскому мастерству. Пишет стихи, театроведческие статьи, ставит спектакли в России и за рубежом. Теперь благодаря приглашению худрука облдрамы в творческой биографии появился Мурманск.

- Замечательным, сильным режиссерам  всегда везет, вот и Галина Валерьевна попала к нам в самый сложный период, когда театр только начал обживаться, вернувшись в родное здание, - представил журналистам давнюю знакомую худрук театра Вадим Данцигер. - Она стала первооткрывателем, поскольку «Прибайкальская кадриль» - это первый спектакль, который мы подготовили на обновленной малой сцене.

- А почему вы не пригласили мурманских режиссёров? – ревниво спросил кто-то из журналистов.

- Для начала дайте мне список этих режиссёров, - ответствовал Данцигер. –  Мы с Галиной Валерьевной вместе служили в театре имени Ермоловой. Я знаю, что ждать от неё. Приглашать режиссёров – это нормальная практика. Нам было интересно встретиться и поработать.

 - Честно скажу, народная комедия - не совсем мой материал, - призналась Дубовская. - Я всю жизнь прожила в Москве, поэтому обычно ставлю спектакли «про себя» -  о том, что знаю… Но в процессе чтения я абсолютно влюбилась в эту пьесу. Я была на Байкале несколько раз, и попыталась передать свои впечатления в спектакле. Еще одно везение - артисты. Мы с художником-постановщиком (Акинф Белов – прим. автора)  были приятно удивлены уровнем мурманской труппы, он во многом превосходит уровень некоторых московских театров.

… На сцене – две семьи, немолодые люди в житейской ситуации. Разбитной дядя Коля и скромный с виду дядя Саня. Соседка Макеевна, ворующая на рассвете кирпичи, которые «плохо лежат» во дворе у дяди Коли. Что мешало ей договориться о продаже? Да ничего. Проще и, видимо, привычнее, украсть. Будучи застигнута с поличным, Макеевна выражает готовность отблагодарить - «беленькая» имеется… Друзья охотно соглашаются. По окончании банкета, Макеевна честно возвращает собутыльников на лавочки под родными окнами. Там их и обнаруживают жены, которые запланировали с десяток домашних дел. А мужья с утра лыка не вяжут! В запале женщины припоминают кормильцам и друг другу различные прегрешения, случившиеся на их веку, и – меняются мужьями. Отсюда, собственно, и название - в кадрили танцующие меняются партнерами.

Мужья, надо сказать, не возражают. Женщины обещают ценить то, что не ценили в родном доме, и разрешать запрещённое. Хочешь курить в комнате – кури, вот, две упаковки! Ах, не курящий? У меня бражка в картошке припрятана! К вечеру мужички трезвеют, и начинается самое интересное…

Надо сказать, Байкала, оставленного в названии, на сцене нет. Иногда в постановках, которые, к слову, идут во многих российских театрах, Байкалом кличут собаку, вдоль забора сушится на верёвке рыба, да одна соседка тычет в глаза другой, что в её доме полно хрусталя – недаром муженёк столько лет рыбинспектором! Но в общем, географической привязки и не требуется. Такая ситуация могла приключиться в любой деревне, включая мексиканскую. По итогам соцопросов, самые частые претензии в семейной жизни – про малые заработки и недостаточную помощь по дому. Народ везде одинаковый. А вот кадриль в спектакле есть: в мизансценах актёры задорно пляшут (хореограф Сергей Прибытков, - прим. автора). Кстати,  режиссер-постановщик дополнила художественную канву пьесы эпизодами с участием героев в молодости, в оригинале их нет.

Но главной задачей, которую поставила перед собой Дубовская, было показать, как сквозь многолетнюю привычку совместной семейной жизни пробивается любовь… Об этом, собственно, та же «Любовь и голуби» и все пьесы Гуркина. «ДОМ – это и есть смысл жизни!» - говорил он в интервью. А дом – это семья. К слову, меньшовскую экранизацию драматург недолюбливал, кинорежиссёр внёс много отсебятины. Кузякины обижались на обоих: сосед-драматург фамилию опозорил (она реальная, как и сама история), а Меньшов вообще на весь белый свет разболтал.

Самым значимым в своём творчестве Владимир Гуркин считал «Плач в пригоршню», самую позднюю по времени написания пьесу. Её в начале 90-х поставил во МХАТе Дмитрий Брусникин. Это размышление о поколении, о том высоком и светлом, что связывает каждого человека с родной землёй. В последней сцене Гуркин сам играл главного героя, вернувшегося в родной посёлок через 30 лет - постаревшего, потолстевшего, успешного…

Возможно, постановка Галины Дубовской в Мурманске не окажется первой и последней. Она не против поработать на Севере, если поступит предложение. Так что, у северян есть шанс увидеть, в том числе, «Плач» в её постановке. А пока – «Прибалтийская кадриль», комедия в двух действиях, 16+. В спектакле заняты заслуженные артисты России Александр Водопьянов, Елена Царёва; артисты Наталья Боброва, Владимир Вагайцев, Юлия Васькова, Алексей Воронин, Елена Головина, Алексей Кинк, Наталья Позёмина, Артём Пономарёв, Екатерина Сенченко. Билеты, кстати, раскуплены вплоть до апреля. 

Фото предоставлены МОДТ

Ваш комментарий

Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться