Обсудить
Кто они – Дед Мороз и Снегурочка? - Публикации - Большое Радио
30.01.2024, 10:00

Кто они – Дед Мороз и Снегурочка?

Сложно представить себе современный Новый год без Деда Мороза и Снегурочки. Они – олицетворение новогодней поры, подарков и исполнения желаний. Но так было не всегда.

Большое Радио покопалось в энциклопедиях и фольклорных сборниках, чтобы рассказать вам, кто такие на самом деле – Мороз и Снегурочка.

Представление о Деде Морозе как рождественском персонаже начало формироваться в русской культуре во второй половине XIX века, когда в России под влиянием немецкой традиции установился обычай устраивать на Рождество домашний детский праздник с наряженной ёлкой.

На становление этого образа в русской литературе повлияли, в частности, сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» (1841) и поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863–1864). Окончательно канонические черты персонажа сложились в 1930 – 1960-х гг., когда под влиянием советской идеологии праздничные мероприятия с ёлкой были приурочены к Новому году, а сам Дед Мороз стал основным символом советских новогодних праздников.

Однако образ Мороза существовал и раньше. Наши предки умели персонифицировать любое природное явление. У разных славянских племен Мороз и назывался по-разному: Трескунец, Морозко, Карачун, Студенец, Зимник, Морок, Зюзя и Дед.

Это был один образ, но в каждое имя вкладывали свои особенности. Например, Трескунец отвечал за сильные и трескучие морозы, именно он заставлял скрипеть снег под ногами, трещать деревья и лед на реках. Карачун проживал под землей и повелевал морозами. Его можно было встретить в образе медведя-шатуна. Считалось, что как только медведь в берлоге перевернется на другой бок, то зиме осталось только половина срока. Зимник больше всего похож на Морозко из фильма Александра Роу (1964). Ему лучше не жаловаться на стужу и мороз («Тепло ли тебе девица?»), а тот, кто бодр и весел, может заслужить от него здоровье (или другое благо). Морозко был главным помощником верховного славянского бога Перуна, которого называли еще Снежным Дедом.

У восточных славян во время рождественского ужина хозяин приглашал Мороза (под тем именем, которое было в ходу у племени) отведать кутьи, чтобы весной заморозки не побили посевы.

Также по мифам древних славян женой Мороза являлась Снежная Царица (дочь Кощея Бессмертного и Мары, богини смерти и зимы). А Снежевиночка была их дочерью. Согласно одному из распространенных русских сказаний, Снегурочка по прихоти бога любви Леля полюбила человека и потому с приходом Весны не улетела на Север, а растаяла с первыми лучами весеннего солнца.

Почему из дочки Снегурочка превратилась во внучку?

Постепенное включение Снегурочки в сферу рождественской обрядности происходило в русской городской культуре на рубеже XIX – XX вв., когда её образ адаптировался детской литературой и попал в сценарии для детских рождественских праздников.

Затем под влиянием советской идеологии её образ переосмыслили, и в 1937 году Снегурочка впервые появилась в качестве помощницы Деда Мороза в московском Доме Союзов. При этом её представили в качестве внучки. Почему? Так Снегурочка получалась моложе и тем самым была ближе к детям. Она выполняла функции посредника между новогодним волшебником и детьми. Её описывают как весёлую, добрую, справедливую и активную девочку, которая покровительствует лесным зверям и помогает Деду Морозу в его борьбе против злых сил, стремящихся сорвать новогодний праздник.

Изначально же, Снегурочка являлась персонажем восточнославянских народных сказок, содержащих отголоски архаических представлений о сезонных духах, умирающих или исчезающих при смене времён года. Кто-то считает, что Снегурка – это воплощение богини зимы Мораны, которая символизировала собой снег, морозную чистоту и свежесть. Некоторые считают, что она прототип Костромы – чучела, сжигаемого на Ивана Купала, а другие полагают, что это снежная нимфа, которая испаряется весной и уносит с собой пожелания о хорошем урожае.

Есть и еще одно мнение: Снегурочка – это богиня весны Лелей. Она, родившаяся из снега, побеждает зимние оковы, а превратившись в воду, дарит плодородие земле. Снегурочку считают еще и олицетворением речной воды, скованной льдами.

Первые литературные обработки сказки о Снегурочке появились в середине XIX в. (Г. П. Данилевский «Снегурка», 1860; В. И. Даль «Девочка Снегурочка», 1861). Широкую известность образ получил благодаря пьесе А. Н. Островского «Снегурочка. Весенняя сказка» (1873), в которой девушка предстаёт как трагическая героиня, пытающаяся преодолеть свою мифологическую сущность ради способности любить и жить с людьми. Местом рождения зимней красавицы стала считаться Костромская область, где в имении Щелыково писатель придумал новый сюжет для старой сказки. 

Её замысел возник у А. Н. Островского под влиянием работы А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1865–1869), где образ Снегурочки также истолковывался в рамках «метеорологического мифа» и связывался с облачными духами, происходящими из растаявшего весной снега.

 

Таким образом, привычные нам образы Деда Мороза и Снегурочки – это результат советской идеологии, смешанный с западными традициями (красная одежда, дарение подарков), который имеет мало общего со славянским фольклором. Языческий Дед Мороз, зимняя ипостась славянского божества Велеса, покровителя домашнего скота, отличался суровым нравом. Чтобы его задобрить, люди проводили различные обряды, пели песни и собирали подарки в специальный мешок. А Снегурочка – сезонный дух, напоминающий о перерождении.

День Мороза и Снегурочки праздновался нашими предками, как символичный день окончания зимы. За ним следовали масленичные гулянья, в конце которых сжигали чучело Мары (Марены) – воплощение смерти и зимы.

 

Фото: Екатерина Громова

Ваш комментарий

Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться