Обсудить
«Тетрис»: игра, изменившая мир - Публикации - Большое Радио
18.07.2024, 10:00

«Тетрис»: игра, изменившая мир

«Тетрис» — это не только артефакт 90-х, о которых знает каждый второй, но и целый культурный пласт, который завоевал весь мир. История его создания и распространения поросла легендами и теориями заговоров, по которым даже сняли художественный фильм.

Игра была выпущена 6 июня 1984 года.  А 18 июля 1985 года выпустили электронное устройство для игры в «Тетрис», который представляет собой головоломку, построенную на использовании геометрических фигур «тетрамино» — разновидности полимино, состоящих из четырёх квадратов. Свое название тетрис получил от двух слов тетрамино и теннис, любимой игры его создателя Алексея Пажитнова, программиста Вычислительного центра Академии наук (ВЦ АН) СССР.

В игре игрок получает очки за каждый заполненный ряд. Его задача — заполнять горизонтальные ряды, не заполняя сам стакан, как можно дольше, чтобы таким образом получить как можно больше очков.

Игра выходила на множестве устройств, включая компьютеры, игровые консоли, графические калькуляторы, мобильные телефоны, медиаплееры и карманные персональные компьютеры.

«Широко известен факт о том, как Пажитнов создал тетрис – по пути на работу купил кубики и, соответственно, на работе их в стакан начал складывать.» — рассказал Большому Радио Дмитрий Беляев, преподаватель истории Костромского государственного университета. – «Также известно, что Алексей принимал участие во Всесоюзной выставке и занял там второе место. Несмотря на то, что «Тетрис», безусловно, одно из главных достижений и получило достаточно внимания в Советском Союзе, первое место в той выставке не занял никто, потому что, по мнению жюри, величайшие изобретения в Советском Союзе еще не изобрели.».

Первая версия игры была монохромной, без музыки и прочих фишек. Создавалась она на микрокомпьютере «Электроника-60» и запускаться могла только на нем. Не было речи даже о примитивной графике — квадратики составлялись из квадратных скобок — [].

Особой мощностью «Электроника» похвастать не могла, поэтому пятиклеточные фигурки заменили на четырехклеточные — «тетрамино» (от древнегреческого tetra — «четыре»). Это и определило название игры. Вторая часть наименования взята от любимого вида спорта Пажитнова — тенниса.

Чтобы экспортировать игру «Тетрис» на IBM PC, обратились за помощью к 16-летнему школьнику Вадиму Герасимову. Несмотря на юный возраст, юноша хорошо знал операционную систему MS-DOS и два языка программирования — Turbo Pascal и Basic. Вадим переписал игру под MS-DOS, после чего ее можно было распространять на пятидюймовых дискетах. ВЦ АН СССР сотрудничал с SZKI — Институтом проблем кибернетики в Будапеште. Им и передали копию «Тетриса». 

В Институте игру увидел Роберт Стайн — разработчик ПО и владелец фирмы Andromeda Software, который сразу почувствовал её потенциал. Не дождавшись официального приобретения прав, считая, что это дело времени и техники, Стайн показал «Тетрис» Кевину Максвеллу, сыну медиамагната Роберта Максвелла и владельцу фирм Mirrorsoft и Spectrum HoloByte. Эти компании начали выпускать обновленную версию игры – с серпом и молотом, храмом Василия Блаженного, Юрием Гагариным, а упаковку раскрасили в единственно подходящий красный цвет. Из-за бешенной популярности в Америке, ходила шутка, что русские придумали игру специально для дестабилизации работы офисов в США.

«В 90-е практически во всех ларьках и магазинах начинают появляться приставки Tetris, которые мы все запомнили, и, наверное, для большинства из нас эта игра ассоциируется именно с этими приставками, однако, они к Пажитнову не имеют никакого отношения. Это аналог его игры. И фактически они просто украли его идею и через 10 лет они завезли ее обратно. Алексея Пажитнова до сих пор, кстати, эта история очень сильно злит. По крайней мере, так он высказывался в некоторых интервью». – резюмировал историк.

 

Фото: Принскрин игры «Тетрис»

Ваш комментарий

Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться