Одно лето я подрабатывала почтальоном. Как-то раз, явившись с телеграммой по адресу, я застала новосёлов, выносящих из квартиры коробку. Поверх амбарных тетрадей, исписанных крупным почерком с обратным наклоном, лежал красивый ежедневник из тиснёной кожи.
«Второй день таскаем, - перехватила мой взгляд бойкая тётушка. – Бывшая хозяйка в монастырь подалась. Сказала, заведёте дачу с камином – на растопку».
«На альбом уездной барышни похож - мадригалы, виньетки, засушенные цветы…»
«Типа того - всю жизнь школе отдала, творческое наследие. В макулатуру не берут, цветы заворачивать не годятся, дача нескоро будет. Занесёшь на помойку? Тут рядом. Мебель с минуты на минуту ждём».
Ежедневник оказался занятным. Кроме расписания, списков книг, на жёлтых страницах были наброски, видимо, для стенгазеты воскресной школы или классного часа. Житейские истории всегда притягивают, привожу по памяти.
1.
«Отрывок, который мне посоветовали выбрать для знакомства с классом, был из повести Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала». Как начать разговор 1 сентября? Очень просто, сказала соседка-учительница, почетный работник системы образования. Можно рассказать о себе, можно о том, что вы будете проходить по программе, а можно - почитать книжку про что-нибудь страшное, таинственное! Дети такое любят, они притихнут, и затем расскажешь и о программе, и о себе. Гоголь - программный, действуй.
Так я и сделала. Вошла, поздоровалась, пятиклассники сели за парты, и я, понизив голос, начала: «Ведьма топнула ногою: синее пламя выхватилось из-под земли. Середина ее вся осветилась и стала, как будто из хрусталя вылита; и всё, что было под землёю, сделалось видимо, как на ладони. Червонцы, дорогие камни, в сундуках, в котлах, грудами были навалены под тем самым местом, где они стояли. Глаза его загорелись…»« - Вас будет курировать Нина Петровна. Она завуч по гуманитарным предметам, по всем вопросам – к ней, - инструктировала меня на пробном дне, 30 августа, директор. – Заведите тетрадку со списком класса. Разлинуйте недели на две вперёд, классные журналы неизвестно когда поступят. Отметите присутствующих. В конце дня сдадите сведения: сколько мальчиков, сколько девочек, кто в отпуске и когда приедет. Ключи от кабинетов в канцелярии. Остальное - в рабочем порядке.
Вот и 1 сентября. Учительскую раздевалку я искала минут пятнадцать. Как потом выяснилось, я прошла мимо не раз и не два - на двери было написано «актовый зал». Прощальный привет плотника, пояснили коллеги, лет пять назад уволили. Поменять? Можно, наверное, только кому это надо? Отдирать – дверь испортится. Опять же новую табличку заказывать - деньги тратить, а завхоз у нас такая… ух! Ничего, привыкнете.
Так, расписание. У меня четыре урока – первый, третий, пятый и шестой. Два пятых класса, шестой и седьмой. Нина Петровна придет ко второму. Вот и хорошо, как раз «окно» - посижу у неё на уроке.
« - Не надо у меня сидеть, - осадила меня Нина Петровна, статная, беломраморная дама. – Зачем? Не вам меня контролировать.
- Я просто послушать хотела. Мне сказали, можно к вам обратиться. У меня всё равно окно. Я на заднюю парту, не помешаю.
- Я сказала не надо! - в голосе мраморной дамы зазвучал металл. – Я ничего особенного говорить не собираюсь. И кто вам сказал, что ко мне можно обращаться? Директор? Мне она ничего не говорила. Подойду к ней, это должно оплачиваться. Впрочем, это уже не ваш вопрос. Можете в библиотеку зайти, раз у вас окно».
«Ведьма топнула ногою».
2.
Из дверей библиотеки, балансируя стопками учебников, выходили девчонки и мальчишки. За ними бежали другие девчонки-мальчишки и норовили на ходу выдернуть учебник поновее. Учителя, бежавшие следом, старались им помешать.
« - Вы - новый учитель? А дети где? Книги сама понесёте? – повернулкась ко мне библиотекарь.
- Мне никто не сказал. Я своих детей ещё не видела. У меня третий урок, можно после уроков прийти?
- Можно и после, только учебников мало, может не хватить. Родителям докупать за свой счёт придётся, они жаловаться пойдут… Вам это надо?»
От всесторонне осведомлённого библиотекаря я также узнала, что завтра надо сдать списки на бесплатное питание. А для этого собрать родительское собрание, сформировать родительский комитет, посетить семьи, претендующие на бесплатное питание и убедиться, что они - малообеспеченные. Кроме того, в ближайшую субботу - День здоровья. Как правило, это поход всем классом в лес. Желательно привлечь к этому делу двух-трех родителей. «Вы же не хотите в одиночку за детей отвечать? Тем более вы их не знаете».
Сходить в поход не довелось. После четырёх уроков в трех классах, процедуры получения и раздачи учебников, уборки трёх кабинетов дети, набив портфели новыми книжками, разбежались. Как-то незаметно исчезли остальные участники учебного процесса. Коридоры были пусты, только уборщица гремела ведрами в туалете. Канцелярия, куда полагалось повесить ключ, оказалась закрыта. Я пошла по этажам, дёргая за ручки кабинетов. Одна дверь подалась: за накрытым столом сидела весёлая компания.
« - Извините, куда деть ключ? Канцелярия закрыта. Уборщица отказалась брать.
- Отдайте кому-нибудь, - ответили мне. - Нина Петровна, вы поближе - закройте дверь».
Я оставила ключ в учительской раздевалке, она была открыта. «Ведьма топнула ногою» второй раз.
3.
Назавтра в 07.15 меня разбудил звонок, я работала во вторую смену. Секретарь, картавая и шепелявая одновременно, кричала в трубку: «Вы сорвали учебный процесс! Педагог первой смены пришёл на урок, а ключа в канцелярии нет! Вы унесли ключ! Немедленно верните!»
« - Ключ в раздевалке учителей, во-первых. Вчера у меня никто не захотел его взять. Во-вторых, у вас должен быть дубликат.
- Можете заказать дубликат себе, раз у вас много денег. У нас есть ключ. Впрочем, дубликат вам не понадобится. Как придёте - зайдите к директору».
После уроков я зашла к директору. Майя Николаевна сообщила: «Вы проявили себя как недисциплинированный, безответственный работник» - «Список на льготное питание у вас есть? Я так и думала, вот как относятся к работе молодые специалисты. Плюс история с ключом. Таким людям нельзя доверять детей» - «Приказ на вас всё равно не готов, так что всех вам благ. И скажите спасибо, что я вам в трудовой книжке соответствующую запись не сделала». Спасибо. Спаси Бог! «Ведьма топнула ногою» трижды.
4.
... На этих словах более-менее связный текст обрывался. Часть страниц ежедневника была вырвана, на оставшихся можно было прочитать этимологию форм выражения благодарности, выписки из послания апостола Павла о том, что Господь устраивает такую жизнь, которая для нас спасительна - «дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию», факты о религиозности Антона Макаренко, молитва Габриэлы Мистраль, поэтессы, дипломата и нобелевского лауреата из Чили, долгое время работавшей в сельской школе…
В скором времени эковолонтёры затеяли помогать планете, и вместе со старыми журналами я сдала в макулатуру учительские записки. Теперь жалею: надо было вынуть из обложки старые листы и вставить сменный блок. Написала бы мемуары как работала в колхозе, на рыбокомбинате, той же почте. Кто-нибудь заметил бы, когда придёт моё время уходить в монастырь или ещё куда - обложка из тисненой кожи была красивая.
*Имена вымышлены. Совпадения случайны.
Фото: Анастасия Слепчук
Ваш комментарий
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться