
19 декабря в Мурманской областной научной библиотеке состоялась лекция московского филолога и книговеда, доктора педагогических наук Юлии Щербининой под названием «Упоение обманом: псевдокниги, библиомуляжи, лжебиблиотеки».
Слушатели погрузились в удивительную «теневую сторону» книжной культуры, которая на протяжении пяти столетий существовала параллельно с миром подлинного чтения. Лектор начала с истоков: годом рождения книжного муляжа, по её словам, считается 1410-й, когда братья Лимбург преподнесли своему герцогу роскошный, но абсолютно пустой внутри фолиант. Эта традиция декоративных книг продолжилась в эпоху Средневековья миссальными картинами – изображениями книг на деревянных досках, которые, возможно, служили для предотвращения краж подлинников дорогих рукописей.
С наступлением барокко, практика «книжного обмана» поставилась на поток. Десакрализация книги и переход к печати породили феномен библиофера – человека, использующего книгу не по назначению. Появились книги-аптечки, а муляжи томов стали обязательным атрибутом европейских шарлатанов-врачей, желавших выглядеть учёными. Также, лектор рассказала о «ликёрной Библии» – сосуде для алкоголя в переплёте Священного Писания, которое стало абсолютным алиби для хранения порицаемых в то время вещей.
Переломными стали конец XVIII и XIX век, когда в моду вошли интерьерные книжные шкафы с корешками, снятыми с реальных, но дешёвых книг – фиктивная библиотека как символ статуса. А чуть позже книжный муляж окончательно превратился в бытовой предмет. Лектор показала примеры: зеркальца, грелки для рук, шахматные доски, фляги, чернильницы и флаконы для духов в виде книг. Существовали даже каменные «стоунбуки» – каменные книжечки, которые могли быть подарком в память об умерших родственниках.
Филолог отметила, что в русской культуре преобладал литературоцентризм, а не книгоцентризм, потому собственных обманок было немного. Однако и здесь находились любопытные экземпляры: пресс-папье и шкатулки в форме книг, сигаретницы с музыкой, подарочные упаковки для бутылок и даже ёлочные игрушки-сюрпризницы в виде литературных томов.
Сегодня муляжи книг массово производят как предметы интерьера, их можно заметить на крупных маркетплейсах, а для театра и кино изготавливают специальные экземпляры, которые в кадре выглядят эффектнее настоящих.
Завершая выступление, Юлия Щербинина привела цитату современного исследователя Армина Мюллера: «Имитация книги – это пари. Это спор о трактовке территорий Правильного и Истинного». Эти слова оставили пространство для размышлений о том, где проходит граница между суррогатом и оригиналом, и почему на протяжении пяти веков человечество продолжает заключать пари с самим собой, создавая и приобретая книги, которым предназначено никогда не быть прочитанными.
Текст и фото: Полина Мурашова



Ваш комментарий
Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться